Паспортизация железнодорожных путей необщего пользования
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» каждый железнодорожный путь необщего пользования должен иметь технический паспорт, план и продольный профиль, чертежи сооружений.
Технический паспорт железнодорожного пути необщего пользования должны иметь все организации и предприятия (юридические и физические лица), являющиеся его владельцами. Подъездной путь является составной частью железнодорожного хозяйства. В техническом паспорте железнодорожного пути указываются технические характеристики и состояние рельсов, шпал, балласта, земляного полотна, сооружений, весовых приборов, обустройств и механизмов, предназначенных для погрузки, выгрузки, очистки, промывки вагонов, маневровых устройств, лебедок, а также промышленные железнодорожные станции, горки, полугорки, вытяжные пути, устройства сигнализации, централизации, блокировки и связи, используемые при поездной и маневровой работе, и другие обустройства и механизмы.
Технический паспорт железнодорожного пути составляется по результатам натурного осмотра и материалам инженерно-геодезической съемки.
В соответствии с пунктом 2 статьи 47 Градостроительного Кодекса Российской федерации, работы по инженерным изысканиям объектов капитального строительства, оказывающие влияние на безопасность объектов капитального строительства, осуществляются исключительно на основании допуска, выданного саморегулируемой организацией.
На основании пункта 6 статьи 55.6 Градостроительного Кодекса Российской федерации Свидетельство о допуске к определенному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдается лицу, принятому в члены саморегулируемой организации. Таким образом, съемка и проверка продольных профилей, планов железнодорожных путей должна производиться организацией, имеющей Свидетельство о соответствующем допуске к работам, выданное саморегулируемой организацией. Ксерокопия Свидетельства с приложением должна быть подшита в каждый экземпляр технического паспорта.
Состав технического паспорта железнодорожного пути является обязательным для всех организаций и предприятий – владельцев железнодорожного хозяйства. Обязательность данных, характеризующих путевое хозяйство, обусловлена требованиями пункта 4 статьи 16 Федерального закона от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте Российской Федерации».
В соответствии с Правилами технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации № 286 от 21 декабря 2010 года, план и профиль железнодорожных путей должны подвергаться периодической инструментальной проверке не реже 1 раза в 10 лет.
Технический паспорт железнодорожного пути необщего пользования состоит из четырех частей:
Часть I – содержит общую организационную характеристику железнодорожного хозяйства организации или предприятия.
Часть II – содержит характеристику путевой составляющей железнодорожного хозяйства. Состав и структура данных, входящих в эту часть, должна полностью соответствовать требованиям Министерства транспорта Российской Федерации, предъявляемым к железнодорожным подъездным путям, примыкающим к железнодорожным путям общего пользования.
Часть III – содержит данные, характеризующие техническое состояние основных элементов железнодорожного хозяйства (кроме путевой составляющей).
Часть IV – содержит эксплуатационные показатели, характеризующие деятельность железнодорожного хозяйства организации или предприятия.
Технический паспорт железнодорожного пути необщего пользования утверждается руководством организации-ветвевладельца и согласовывается с начальником железнодорожной станции примыкания.
Один экземпляр технического паспорта железнодорожного пути владелец пути необщего пользования передает владельцу существующей железнодорожной инфраструктуры. Владелец инфраструктуры вносит информацию в ведомость железнодорожных путей необщего пользования - приложение к техническо-распорядительному акту станции примыкания. В случае изменения технического оснащения пути необщего пользования ввода в эксплуатацию новых сооружений, объектов, их закрытия или ликвидации владелец железнодорожного пути необщего пользования вносит в технический паспорт соответствующие изменения.
При изменении собственника железнодорожного пути необщего пользования разрабатывается новый технический паспорт железнодорожного пути.
Кроме паспорта, на железнодорожные подъездные пути предприятия разрабатывается Инструкция о порядке их обслуживания и организации движения. Этот документ содержит в себе характеристику путевого развития железнодорожного пути необщего пользования, весовую норму и длину состава (поезда), допускаемую к обращению на пути необщего пользования, максимально допустимую скорость движения, тип локомотива, порядок маневровых передвижений, положение стрелочных переводов, наличие и расположение устройств сигнализации, нормы закрепления вагонов и другие положения, связанные с обеспечением безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта. Инструкция о порядке обслуживания и организации движения содержит также план пути и его продольный профиль. При изменении технического оснащения железнодорожного пути необщего пользования, технологии его работы, внесении соответствующих изменений в технический паспорт железнодорожного пути документ пересматривается в установленном порядке.
Инструкция о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования необходима организации-ветвевладельцу в целях обеспечения безопасности движения и охраны труда работников предприятия. Требования Инструкции являются обязательными для владельцев и пользователей железнодорожных путей необщего пользования, контрагентов, владельцев инфраструктуры и перевозчиков, осуществляющих работу на этом железнодорожном пути необщего пользования.
В случае изменения владельца железнодорожного пути необщего пользования разрабатывается и утверждается новая Инструкция.
Отсутствие Технического паспорта железнодорожного пути или Инструкции о порядке обслуживания и организации движения, их не соответствие фактическому состоянию пути, наличие неисправностей, угрожающих безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта, может стать причиной запрета в подаче железнодорожного подвижного состава на указанный железнодорожный путь необщего пользования или его участок.